ГномыДанная статья является компиляцией статей о гномах в целом и отдельных их игроках, взятых с bbtactics и форума Cyanide Studio, ну и немного моих мыслей добавлено.
ВступлениеКак гласит описание в книге правил, «Гномы – идеальные игроки в ВВ, компактные, крепкие, хорошо бронированные и упрямые настолько, что просто отказываются умирать!». Действительно, гномы – одна из самых живучих команд в игре.
Однако эти невысокие бородачи – не самая легкая для игры команда (хотя, конечно, далеко не самая сложная!). Основными их недостатками являются крайне низкая мобильность (самый быстрый игрок гномов имеет MA6, а базовый – всего лишь MA4!) и столь же низкая ловкость команды в целом (только четыре игрока могут иметь AG3, остальные довольствуются AG2). Это означает, что ошибка в построении или случайная потеря мяча очень легко могут обернуться для гномов пропущенным тачдауном, отыграть который будет крайне тяжело. Другая слабость команды – средняя сила. При том, что низкая мобильность предполагает силовой стиль игры, все игроки команды (исключая единственный случай их секретного оружия) довольствуются ST3, что совершенно недостаточно для надежного блокирования, особенно когда речь идет о других силовых командах вроде Хаоса с их Воинами или Орков с их ЧОрками.
Преодолевать последний недостаток помогает большое количество полезных для силовой игры навыков, которыми гномы владеют «с рождения». Все игроки начинают с навыком Thick Skull, в половине случаев позволяющим оставаться на поле вместо того, чтобы быть нокаутированным. Все игроки, кроме двух, начинают с навыком Block, являющимся одним из важнейших в игре. Базовые игроки, кроме того, имеют «из коробки» навык Tackle, позволяющий им лучше справляться с увертливым противником, а Убийцы Троллей способны противостоять более сильным оппонентам, благодаря врожденному Dauntless, и эффективно выталкивать игроков противника в толпу с помощью Frenzy. Большинство игроков также имеют свободный доступ к Силовым навыкам и хорошую броню (AV9). Плюсом команды является так же то, что их перебросы весьма дешевы (даже с учетом 6-й редакции правил).
Как можно предположить из их характеристик, гномы – специалисты «беговой» игры. Стандартная тактика их нападения заключается в том, чтобы затащить мяч в клетку и неспеша донести его до зачетной зоны противника, по пути отбиваясь от игроков оппонента. Несмотря на то, что раннеры гномов имеют легкий доступ к навыкам Паса, команды, серьезно (и успешно) практикующие игру в пас – большая редкость из-за низкой ловкости и мобильности команды в целом.
Игроки гномовБлокеры (Blocker a.k.a Longbeards) (L)Количество: 0-16
Стоимость: 70,000
Статы (MA AG ST AV): 4 3 2 9
Навыки: Block, Tackle, Thick Skull
Раннеры (Runners) (R )Количество: 0-2
Стоимость: 80,000
Статы: 6 3 3 8
Навыки: Sure Hands, Thick Skull
Блицеры (Blitzers) (B )Количество: 0-2
Стоимость: 80,000
Статы: 5 3 3 9
Навыки: Block, Thick Skull
Убийцы Троллей (Troll Slayers) (TS)Количество: 0-2
Стоимость: 90,000
Статы: 5 3 3 8
Навыки: Block, Dauntless, Frenzy, Thick Skull
Deathroller (Секретное оружие!) (DR)Количество: 0-1
Стоимость: 160,000
Статы: 4 7 1 10
Навыки: Break tackle, Dirty Player, Juggernaut, Mighty Blow, No Hands, Secret Weapon, Stand Firm (+Loner в шестой редакции)
БлокерыЭтот базовый игрок в отличие от лайнменов остальных команд начинает свою карьеру с тремя крайне полезными навыками. Block, Tackle и Thick Skull в сочетании с броней 9 делают его внушительной силой. Платой за все эти преимущества являются крайне низкая скорость и ловкость. Из первого следует, что любая ошибка в расстановке блокеров практически неизбежно принесет вам неприятности, а из второго – что блокеры при прокачке могут рассчитывать практически только на травмы, наносимые игрокам противника, из-за чего навыки ими набираются крайне медленно. Блокеры – первые кандидаты на Линию Схватки (LOS) и материал для построения защитной клетки вокруг вашего раннера/блицера с мячом.
Развитие блокера не отличается особым разнообразием, особенно на начальном этапе. Для этого игрока существует три важнейших навыка, которые должны браться в первую очередь, разнообразие здесь возможно лишь в их очередности. Эти навыки – Guard, Mighty Blow, Stand Firm. Guard позволяет преодолеть «проблему ST3», и легко совершать 2D блоки в толпе игроков противника (и мешать противнику делать то же самое против ваших игроков!), а также противостоять более сильным игрокам. Для гномов такого понятия, как «слишком много Guard», не существует в принципе. Mighty Blow позволяет вашим игрокам наносить больше травм и, тем самым, быстрее набирать опыт. При выборе между MB и Guard существует соблазн выбрать сначала MB, с помощью которого потом заработать на Guard, однако лично я рекомендовал бы брать МВ первым, только если большая часть вашей команды уже имеет Guard. Stand Firm мешает противнику отталкивать ваших блокеров и его полезность так же трудно переоценить, особенно при построении клетки.
После этих трех навыков (или чуть раньше, но не ранее получения Guard+MB), появляется некоторое пространство для маневра. Dauntless позволит эффективно играть против команд с большим количеством сильных игроков, Frenzy – выталкивать игроков противника в толпу и прокладывать путь клетке, Grab хорош для борьбы с Side Step и позволяет располагать противника так, как это удобно вам, Piling On помогает наносить травмы (хотя пользоваться им нужно с осторожностью, помня про низкую скорость блокеров), Pro даст возможность перебрасывать не критичные блоки без использования командного переброса, а Wrestle и Strip Ball позволят более успешно отбирать мяч у противника. Так же возможет вариант с Pass Block, но с учетом малой ловкости блокера полезен он будет не слишком часто.
На дублях блокеру можно взять либо Dodge, что позволит ему чаще оставаться на ногах, либо Diving Tackle, чтобы усложнить жизнь ловким командам, любящим нагло удирать от ваших игроков.
Из статов +ST – автоматический выбор, от +AV пользы крайне немного, +AG позволит блокеру увереннее обращаться с мячом и доджиться, но при его низкой скорости пользы от этого немного, а вот +MA вполне можно брать, чтобы увеличить мобильность игрока.
БлицерыСамые универсальные игроки гномов. Отставая от блокеров лишь на один навык (Tackle), блицеры обладают большей ловкостью и скоростью, увеличивая количество игроков вашей команды, способных более-менее успешно обращаться с мячом, до четырех. Тем не менее, хотя блицеры и могут при случае поднять мяч и занести тачдаун, я бы рекомендовал оставить это занятие раннерам (поскольку они быстрее и владеют навыками обращения с мячом), а блицеров использовать для блицев в нападении и для прикрытия зон (учитывая их большую относительно блокеров мобильность) в защите. Навыки, рекомендуемые для блицера, почти не отличаются от навыков для блокера, за исключением Tackle, которое можно взять либо перед, либо после Stand Firm. Кроме того, возможны варианты в виде Juggernaut, позволяющего бороться с вражеским Stand Firm и Fend, и Sure Hands на случай, если блицеру понадобится подобрать мяч.
На дублях и статах выбор аналогичен выбору для блокера, за исключением +AG, который для блицера гораздо более ценен.
Убийцы ТроллейДля силовой команды, все игроки которой (кроме единственного секретного оружия) имеют только ST3, Убийц Троллей трудно переоценить. Dauntless помогает им противостоять более сильным игрокам оппонента, а Frenzy повышает вероятность успешного блока и дает возможность выталкивать игроков противника за пределы поля. Однако Убийцы имеют сравнительно низкую броню (AV8), что часто делает их мишенью для вражеских атак, а Frenzy и Dauntless могут привести к весьма неприятным ситуациям при неосмотрительно совершаемых блоках (поскольку бросок на Dauntless совершается отдельно для первого и второго блока при Frenzy). Будьте готовы к тому, что бить и фолить на ваших Убийцах будут чаще, чем на блокерах, и старайтесь не оставлять их одних в толпе врагов.
Развитие Убийцы Троллей мало отличается от развития блокеров и блицеров. Из Guard и Mighty Blow первым для них можно выбирать MB, чтобы повысить вероятность травм сильных игроков врага и ускорить прокачку (однако если Убийца получает уровень одним из первых в команде, я бы все равно рекомендовал Guard). Также рекомендуются Stand Firm (поскольку Frenzy может легко привести на край поля, а оттуда – прямиком в толпу) и Tackle. Неплохим вариантом будет Juggernaut, помогающий наказывать стоящих у края поля игроков противника с Fend/Stand Firm и пробивать путь клетке. Остальные навыки, навыки на дублях и увеличение статов идентичны блокеру (разве что +MA лучше брать на поздних этапах).
РаннерыРаннер – самый быстрый и самый ловкий (наравне с блицером) игрок в команде, с самого начала имеющий навык Sure Hands, позволяющий более надежно поднимать мяч с земли. Все это означает, что раннеры в вашей команде будут основными игроками, таскающими мяч и заносящими тачдауны. Однако ничто в ВВ не дается просто так. Раннер, кроме того, самый слабый и уязвимый игрок гномов. Его броня меньше, чем у большинства товарищей по команде (AV8), он начинает игру без Block и не имеет простого доступа ни к Силовым навыкам, которые помогли бы ему отбиваться от противника, ни к навыкам Ловкости, которые затруднили бы его поимку вражескими игроками. Вместо этого гейм-дизайнеры GW одарили раннера свободным доступам к навыкам Паса. Хотя этот факт может стать почвой для соблазна устроить игру в пас, для гномов такой вариант труднореализуем. Наличие максимум четырех игроков с AG3 и средняя по общим меркам скорость даже у быстрейших из них означает, что классическое забегание ресиверами в тыл противника в случае гномов легко пресекается, а доступ к навыкам Ловкости только на дублях не позволяет сделать из гномов хороших кетчеров. Ничего невозможного в «пасующих гномах», конечно, нет, но если вы захотите выбрать такой стиль игры – будьте готовы проигрывать по малейшему капризу кубиков.
Развитие классического раннера, сидящего в клетке, выглядит примерно так: Block, Fend / Kick Off Return, (Pass, Accurate) / (Tackle, Strip Ball) / Pro. Block – «навык первой необходимости» для раннера, помогающий ему оставаться на ногах и сохранять мяч при вражеских блоках. Fend позволяет аннулировать Frenzy оппонента и получить место для маневра после блока противника. Kick-Off Return дает возможность побыстрее поднять мяч при подаче и занести его в безопасность клетки, что особенно важно, учитывая низкую мобильность гномов. Пара навыков Pass и Accurate будет полезна при случайной игре в пас, в то время как Tackle и Strip Ball позволят раннеру уверенно выступать в защите, настигая убежавших ресиверов противника. На дублях неплохим выбором будет Dodge, позволяющий оставаться на ногах при блоке и более надежно отрываться от игроков противника (имейте в виду, однако, что в вашей команде вряд ли будет много Dodge и противнику будет достаточно легко аннулировать его своим Tackle). Другим вариантом может быть Side Step, дающий возможность избежать цепочки блоков и контролировать движение раннера. Jump Up и Sure Feet увеличат мобильность игрока в случае, если блок закончился для него неудачно или если нужно сделать GFI. Тем же тренерам, которые хотят играть в пас, на дублях стоит приглядеться к Catch для кетчера и Strong Arm для тровера.
С точки зрения улучшения статов, все они полезны для раннера, за исключением, может быть, +AV: +ST сделает из него более трудную цель при блоках и позволит более эффективно играть в защите, +AG хороша для доджей и обращения с мячом, а +MA даст возможность быстрее достичь зачетной зоны противника (только следите за тем, чтобы не оторваться от своей клетки!).
Если же вас больше волнует забавная игра, чем победа, можно попробовать вариант «темные горные эльфы», при котором два раннера используют Dump-Off, чтобы передавать мяч друг другу при блоках. Сами эльфы, конечно, используют его гораздо более эффективно, имея AG4 у всех игроков, так что гномам эту тактику я советую применять сугубо для развлечения. В этом случае прокачка раннера быдет выглядеть так: Dump Off, Nerves of Steel, Pass, Accurate, Block, Fend / Pro на обычных бросках и Dodge/Side Step/Catch на дублях.
Смертоукладчик a.k.a DeathrollerКак это случается практически со всеми «биггаями», мнения относительно Смертоукладчика и целесообразности его использования в игре серьезно расходятся - и неспроста. Эта машина смерти имеет самую большую силу в игре (ST7), максимально бронирована (AV10) и обладает внушительным набором чрезвычайно полезных навыков. Однако, в ВВ ничего не дается бесплатно, и минусы катка-убийцы тоже весьма значительны. Во-первых, использование подобного механизма не может укрыться от глаз рефери и он неизбежно удалит Смертоукладчик по окончании игрового момента или тайма (если, конечно, будет смотреть в этот момент на поле, а не на взятку в размере 100000 золотых). Во-вторых, как и все биггаи, каток может получить Block только на дубле, что создает значительные неудобства даже при 3D блоках. В-третьих, в шестой редакции правил добрые гейм-дизайнеры GW добавили катку навык Loner, усугубив недостаток из предыдущего пункта. Ну и в-четвертых, за все эти достоинства и недостатки придется серьезно заплатить, в буквальном смысле – стоит каток 160000 (помимо расходов это означает и увеличений стоимости команды, со всеми вытекающими последствиями в виде ранних Спиральных Расходов и дополнительных поощрений сопернику).
Принимая во внимание все сказанное, я бы настоятельно не рекомендовал покупать Смертоукладчик в стартовый состав команды в начале сезона лиги. Это оставит вас с очень небольшим количеством перебросов и большую часть матча вы будете вынуждены играть только десятью игроками после того, как Смертоукладчик удалят с поля (особенно это касается игр против быстрых команд, способных забить за 1-2 хода). В дальнейшем, однако, когда у вас будет достаточно запасных игроков и перебросов, а у противников появятся игроки-звезды, которых неплохо бы закатать в астрогранит, Смертоукладчик вполне имеет право на место в команде.
С учетом навыка Secret Weapon каток обычно выставляется на поле на своем приеме мяча с начала тайма – в этом случае вы можете дать ему достаточно времени, чтобы нанести как можно больше увечий прежде, чем он будет удален. В этом качества Смертоукладчик хорош для связывания опасных биггаев противника или нескольких обычных игроков с силой выше среднего. Кроме того, из него получается крайне надежный угол клетки, который мало кто может взломать. В обоих случаях наличие Break Tackle в сочетании с силой 7 позволяет катку легко отрываться от соперника.
Другой тактикой может быть использование Смертоукладчика в защите, на своей подаче. Против быстрых команд я рекомендую использовать его, только если вы хотите оказать на противника психологическое давление и заставить занести тачдаун как можно быстрее, чтобы потом воспользоваться классическим «грайндом 2-1». Что же касается силовых команд, то здесь каток весьма эффективен для взлома клетки – все те же Break Tackle и ST7 позволяют ему врываться в клетку с тремя зонами контроля на 3+ и проводить 2D блок даже при наличии Guard у игроков в углах клетки.
При том, что на обычных бросках катку доступны лишь Силовые навыки (и если ваш каток достигнет седьмого уровня ни разу не выбросив дубль – вам придется взять ему Strong Arm невзирая на отсутствие у него рук
), его развитие довольно прямолинейно. К первоочередным навыкам, которые следует брать на обычных бросках, относятся Guard, Grab и Multiple Block. Guard у Смертоукладчика очень эффективен, поскольку сдвинуть его с места – нетривиальная задача, Grab хорош, чтобы удерживать противника рядом с собой, а Multiple Block позволяет проводить два 2D блока за ход против подавляющего большинства противников. Обратите внимание, однако, что Multiple Block не работает на блицах, а проведение 2D блоков без навыка Block (и с навыком Loner, если вы играете по правилам 6-й редакции) может закончиться потерей хода, поэтому Multiple Block желательно приобретать после получения Block на дубле.
На дублях очевидным вариантом, как можно судить по сказанному выше, является Block, за которым следует Tackle, позволяющий аннулировать Dodge оппонента или Pro, особенно эффективный при наличии Loner, поскольку позволяет не тратить командные перебросы. Более экзотическими вариантами являются Diving Tackle, затрудняющий отрыв ловких оппонентов от вашего Смертоукладчика, и Frenzy позволяющий повысить процент успеха ваших блоков.
Повышения статов для Смертоукладчика в основном бесполезны: разницы между ST7 и ST8 практически нет, как и между AG1 и AG2, броню повысить нельзя, поскольку она максимальна, и лишь +MA является полезным, поскольку позволяет увеличить мобильность катка (хотя на дубле 5+5 предпочтение лучше отдавать навыкам).
Подведем итог:
БлокерыОбычные (важные): Guard/Mighty Blow/Stand Firm
Обычные (опциональные): Dauntless/Frenzy/Grab/Pro/Piling On/Wrestle/Strip Ball/Pass Block
Дубли: Dodge/Diving Tackle
Статы: +ST, +MA
БлицерыОбычные (важные): Guard/Mighty Blow/Stand Firm/Tackle
Обычные (опциональные): Dauntless/Frenzy/Grab/Pro/Piling On/Wrestle/Strip Ball/Pass Block/Sure Hands/Juggernaut
Дубли: Dodge/Diving Tackle/Jump Up
Статы: +ST, +AG, +MA
Убийцы ТроллейОбычные (важные): Guard/Mighty Blow/Stand Firm/Tackle
Обычные (опциональные): Grab/Pro/Piling On, Juggernaut
Дубли: Dodge/Diving Tackle
Статы: +ST, +MA
РаннерыОбычные: Block/Fend / Kick Off Return/(Pass, Accurate)/(Tackle, Strip Ball)/Pro
Дубли: Dodge/Side Step/Jump Up/Sure Feet
Статы: +ST +AG +MA
СмертоукладчикОбычные: Guard/Grab/Multiple Block
Дубли: Block/Pro/Tackle/Diving Tackle/Frenzy
Статы: +MA
Стартовые составы на 1000 очковВариант 1:2 x TS - 180
2 x B - 160
2 x R - 160
5 x L - 350
3 x RR - 120
Казна – 30 (в шестой редакции перебросы стоят на 10000 больше, так что в этом случае в казне ничего не останется)
Очень хороший и надежный и от того весьма популярный стартовый состав. Представлены все игроки, кроме Смертоукладчика, что позволяет гибко реагировать на изменение ситуации на поле, количество перебросов вполне достаточно. Два TS могут разобраться с вражескими биггаями, а два раннера и два блицера помогут донести мяч до зачетной зоны противника.
Вариант 2:1 x TS - 90
1 x B - 80
1 x R - 80
9 x L - 630
4 x RR - 120
Значительно более надежный состав, сильную линию Блокеров будет непросто пробить, а TS поможет разобраться с биггаями. Раннер будет основным бомбардиром, блицер его страхует на случай потери мяча. Не особо гибкий состав, хорош против силовых команд, чему способствуют 4 переброса и запасной игрок. Обратите внимание, что в 6-й редакции из-за поорожавших перебросов придется пожертвовать либо запасным игроком, либо четвертым RR (с учетом того, что после начала сезона стоимость перебросов удваиватся, а стоимость игроков - нет, рекомендуется первое).
Вариант 3:1 x TS - 90
2 x B - 160
2 x R - 160
6 x L - 420
4 x RR - 160
Bank - 10
Довольно гибкий состав, отличающийся от первого большим количеством перебросов и отсутствием одного Убийцы Троллей. 4 переброса позволяют играть более надежно, но из-за наличия только одного TS могут возникнуть проблемы при игре против силовых команд, с большим количеством ST4+. В шестой редакции этот вариант не помещается в стартовую 1000, так что придется либо использовать Вариант 1, либо покупать 4-й переброс после первого матча.
Вариант 4:1 x B - 80
1 x R - 80
8 x L - 560
1 x DR - 160
3 x RR - 120
Довольно экстремальный вариант использования Смертоукладчика с самого начала. Для его успешной реализации вам необходимо начинать матч с приема мяча, чтобы за первый тайм успеть нанести противнику максимальный ущерб, пока каток не удален с поля. После удаления Смертоукладчика вам придется играть вдесятером, что для медленных гномов не особо приятно. Плюс в данном варианте напрочь отсутствуют TS, а в шестой редакции количество перебросов придется уменьшить до двух, что, с учетом отсутствия Block у катка, весьма критично.
Вариант 5:1 x TS - 90
1 x B - 80
1 x R - 80
7 x L - 490
1 x DR - 160
2 x RR - 80
Казна – 20 (0 в шестой редакции)
Более гибкий вариант предыдущей команды, позволяющий кроме того, уложиться в стартовую 1000 в шестой редакции. Достоинства и недостатки практически те же, что и в предыдущем варианте.
Вариант 6: 9 x L - 630
2 x R - 160
4 x RR - 160
Казна – 50 (10 в шестой редакции)
Вариант для тех, кто хочет играть гномами в пас. Один раннер, по возможности прикрываемый блокерами, прорывается в тыл противника, второй отсиживается в собственном тылу до тех пор, пока не придет пора отдать пас. Навыки обоих раннеров выбираются соответственно их ролям тровера и кетчера, четыре переброса (в том числе и в шестой редакции) помогают в обращении с мячом с AG3.
Тактика игры гномамиИз-за своей медлительности и общей склонности к избиению попадающихся под руку игроков противника, гномы – адепты силовой игры в целом и «грайнда 2-1» в частности. Суть его заключается в том, чтобы в начале игры отдать мяч сопернику и заставить его забить как можно скорее (относится в основном к быстрым и ловким командам, остановить которые очень и очень трудно), чтобы успеть отыграться в первом тайме, либо вовсе не дать оппоненту забить. Во втором тайме гномья клетка неспешно пробивается через толпу врагов к зачетной зоне и забивает в последний/предпоследний ход, не оставляя противнику времени отыграться. Такая тактика зачастую подвергается критике за «скучность», однако она весьма эффективна.
При расстановке игроков в защите следует учитывать низкую скорость гномов, которую соперник наверняка постарается использовать, навалившись на один из ваших флангов и тем самым оставив игроков на другом фланге не у дел. Старайтесь расставлять блицеров и TS-ов в боковых зонах, а более медленных блокеров распределять в центре. Обращайте внимание на навыки игроков противника, особенно на наличие игроков с Frenzy и Juggernaut – эта комбинация может лишить вас игрока, стоящего в пределах двух клеток от боковой линии, в первый же ход, даже если у него есть Stand Firm. Всегда оставляйте одного-двух игроков сзади для защиты от прорвавшихся «мяченосцев» противника (я обычно для этих целей использую раннеров).
При игре в нападении так же не забывайте про низкую мобильность гномов и расставляйте игроков так, чтобы как можно быстрее подобрать мяч и доставить его в клетку (Kick-Off Return неоценим в этом плане). Имейте в виду, что после окончания вашего первого хода противник ринется на вашу половину и постарается отобрать мяч/задержать вашу клетку как можно глубже на вашей территории. Возможен вариант, когда один из раннеров подбирает мяч и отдает пас второму, вокруг которого строится клетка, но учитывайте, что потеря мяча в этом случае может обернуться большими неприятностями, особенно при игре против быстрых команд. Более надежная, но и более медленная схема предполагает стягивание ваших игроков к игроку с мячом в первый ход без создания клетки, которая строится на втором ходу.
И в атаке, и в защите следует пользоваться теми преимуществами, которые есть у гномов – а именно, большим набором стартовых навыков. При блоках расставляйте своих бойцов так, чтобы не дать игрокам противника ассистировать друг другу, в то время как ваш Guard (никогда не забывайте о его важности и не пренебрегайте им при выборе навыков!) и поголовный Block помогут вам выйти победителями из большинства схваток. При удержании ловких игроков противника помните, что отрицательные модификаторы на додж рассчитываются для клетки,
в которую пытается убежать игрок, и расставляйте своих гномов правильно, заставляя оппонента совершать максимальное количество доджей.
Ну и не стоит бояться экспериментировать и пытаться играть гномами в нестандартный для них ВВ, особенно если вам не особенно важна победа