Клеить танчики или Rapid fire!
Признаюсь честно – я не планировал играть в «Rapid fire!». Конечно, период Великой отечественной чертовски привлекателен, особенно для выросшего на советских фильмах про эту войну. Тем более в Перми, где народ с умом подходит к новым веяниям (именно пермяки начали развивать в Екачеперске ДБА и ББ, оказавшиеся перспективными), начали поигрывать во «Flames of War», и я призадумался – благо дешевые танки от «Звезды» есть в каждом магазине за исключением продуктовых. Но Пермь она вона где – почти в Вологде – а местное маленькое сообщество любителей исторических настольных варгеймов с миниатюрами, все полтора землекопа, активно начали продвигать «Rapid fire!» в 1\72 масштабе. Правила хвалили, миниатюры красили, террейн делали, начали выкладывать отчеты. Поэтому через год терзаний и понимания того, что во «Flames of War» мне будет не с кем играть, кроме кота, я решил попробовать, благо кое-какие миниатюры уже скопились.
Когда начинаешь смотреть правила на игры с миниатюрами, неизбежно возникает ряд вопросов, ответы на которые и приводят к окончательному решению – играть или не играть. Иногда после первого ответа книга правил отправляется в корзину, иногда уже сыграв несколько раз, понимаешь, что ответы дал не правильные и в корзину могут отправится и миниатюры…
Итак, какие вопросы и какие ответы возникали у меня и могут возникнуть у вас касательно «Rapid fire!»?
1. Про когда игра?
Ну, тут все понятно – Вторая мировая война (или Великая Отечественная война), начиная с отыгрыша польских кавалерийских атак на танки, Брестской крепости и заканчивая взятием Берлина и сброса атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. На почти все периоды войны и театры боевых действий есть расписки и расширения, как официальные, так и неофициальные. Кроме того, есть возможность отыграть и другие периоды – и Первую мировую, и Вьетнам и прочее, прочее, прочее.
2. Где взять правила?
Существующая редакция вышла в 2005 году (первая книга появилась в 1994), за это время по интернету расползлись ее копии, в том числе и на русском языке, кто ищет, тот обрящет. Или же можно зайти на официальный сайт игровой системы www.rapid-fire.uk.com и недорого купить книгу правил в формате pdf. Кроме того, там масса приложений и расширений, которыми также можно занять жесткий диск. В сети также можно нарыть и сценарии, по которым отыгрываются как и реальные исторические столкновения, так и гипотетические, а также всевозможные расписки на все армии всех периодов войны – начиная с бронетанковых войск вермахта и заканчивая советскими партизанами (мне через десятые руки достались расписки почему-то на франузском языке).
3. Чем игра?
Как и во многих играх, выросших из хоумрульных правил нескольких увлеченных, а не в качестве поддержки линейки миниатюр, выпускаемой конкретной фирмой, «Rapid fire!» не сильно ставит перед собой вопрос о масштабе. «Ну… типа… играйте солдатиками и танчиками. А какой масштаб – сами решайте, мы вот играем 20мм, но вы можете играть и 15мм и 28мм, нам наплевать» - говорят авторы правил. Причем не определено все, с чего обычно начинается почти каждая книга правил – размер подставок под пехоту и технику, количество миниатюр на базе и т.д.
Обычный размер игры – это уровень полка, то есть вам понадобится 100-200 миниатюр пехотинцев, артиллерия и всяческая техника. На первоначальных этапах игры можно остановится и на уровне батальона, но в таком случае будет мало техники, и вам некого будет водить полными ручками по полю боя, издавая: «вззззз, вззззззззз, тррррррррр, тррррррррррррр, бип-бип!»
Двое игроков нашего комьюнити (те самые полтора землекопа) сошлись на 1\72 – дешево, доступно, разнообразие и т.д. Я, честно сказать, не совсем согласен с этим выбором, но это мои личные проблемы – пришел в песочницу не первым, играй теми совочками и формочками, которые принесли до тебя. Хотя и поворчать можно. Дело в том, что для полноценной игры в «Rapid fire!» вам понадобится дофига техники – и не только танчики и самлетики, а еще грузовики, джипы, ремонтные машины, трактора и даже гужевой транспорт. А количество быстросборной техники (корпус, башня, гусеничка, гусеничка - вот и вышел танчик) в 1\72 крайне мало и вам придется провести долгие зимние вечера в выколупывании 100500 мелких деталек из облоя и склеивании их в единое целое…
Поворчал, можно продолжать.
4. На чем игра?
Ну, тут все традиционно, как в кулинарной книге: «Возьмите стол размером 8 на 5 футов…». Сейчас эта фраза не так отпугивает, как раньше, но есть одно «но». В «Rapid fire!» неинтересно играть на голом или слабо потеррейненном столе. Террейна должно быть много, он должен быть красивым – домики со съемными крышами, дороги – асфальтированные и грунтовые, густой кустарник и редкое мелколесье, окопы с блиндажами, бункеры со шлюхами и блэкджеком, внушительные доты и бесконечная колючая проволока, etc, etc… Потому как иначе скучно и глупо, как если бы «Спасти рядового Райана» или «Освобождение» снимали бы в декорациях «Спокойной ночи, малыши». Кроме того, отсутствие террейна превращает игры в тупое бросание кубиков на стрельбу, но об этом позже.
Но если у вас есть возможность для игры на большом столе (лучше модульном) с красивым и разнообразным террейном, то «Rapid fire!» по-прежнему для вас.
5. Про что игра?
Итак, мы добрались до механики игры. Настольные игры с миниатюрами бывают про разное – про покрас трехсот скавеновских рабов, про натягивании сами знаете чего на глобус Скандинавии, про манэвры и манёвры, про могучего героя и шушеру, дающую ему очки действия… В общем – правила разные нужны, правила разные важны.
«Rapid fire!» же - про видимость и про мораль. Дело в том, что большинство оружия и орудий в данной игровой системе имеет дальность стрельбы, перекрывающую почти все игровое пространство. А вот видимость на первоначальных этапах игры ограничена – солдаты попрятались в окопы и сараи, танчики покрыты маскировочной сеткой и лапником и т.д. Соответственно, ход игры строится на обнаружении и уничтожении живой силы и техники противника, с постоянным передвижением и выпусканием дымовой завесы и залеганием. Когда же подразделения несут потери, они начинают проходить тесты на мораль и начинают бежать с поля боя или сдаваться в плен.
И тут, конечно же, главная заковыка – разница между видимостью игрока, который прекрасно видит «Тигр» за холмом, и подразделениями, которые этот танк мало того, что не видят, да они еще и подумать не могут, что он там. Тут или быть честным и не посылать к этому холму противотанковые подразделения, или искать другие выходы. Авторы правил предлагают использовать маркеры – обозначающие спрятанные части и «пустые», мы опробовали карты местности, на которых рисуются позиции войск и стрелочки планируемых передвижений, а сами отряды появляются на столе только после обнаружения.
6. А как долго играть?
Подзаголовок правил гласит: Fast Play World War Two Wargames Rules For use with Military Miniatures by Colin Rumford and Richard Marsh. Но нифига. Никаким быстроигром тут и не пахнет. Конечно, это не каноническая тру хистори варгейм трехдневная игра – в пятницу вечером ставим миниатюры и террейн, суббота и воскресенье играем, в ночь с воскресенье на понедельник укладываем все по чемоданам, но, как показала практика, минимум пять часов уходит на отыгрыш сражения уже после хорошего знакомства с правилами. Поэтому если вы не расположены тратить более 40 минут на игру – вашему вниманию предлагаются крестики-нолики или ДБА.
7. А какие недостатки?
«Rapid fire!» подразумевает полное погружение в исторический материал. С одной стороны, это замечательно и интересно. С другой стороны, желая показать различия между противотанковой пушкой и гаубицей, между «Тигром» и «Пантерой», авторы топят игроков в характеристиках – дальность стрельбы, передняя броня, скорость передвижения на дороге и вне ее. Все это надо или зазубривать, или рыться в невнятно сделанных сводных таблицах, где все равно не все найдешь, особенно на непопулярные армии типа японской. После выяснений характеристик и броска кубика начинается еще одна морока – по какой таблице смотреть количество потерь. А потом, при проходе теста на мораль – кто проходит, пехота или техника, стреляли ли в нее с закрытых позиций или нет и т.д. Именно безалаберно составленные таблицы характеристик и модификаторов, мне кажется, главный минус «Rapid fire!».
Итак, подводим итоги.
«Rapid fire!» не для слабых духом – требуется много усилий для подготовки – сбор, склейка и покраска танчиков, постройка террейна, изучение фактического материала и зазубривание характеристик и таблиц. С «кондачка» эти правила не взять.
Но если вы осилите все это, игра принесет вам огромное удовольствие и не помешает вашему пищеварению. А что еще нужно?