Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Рапида. обзор для желающих начать играть
Фабрика игрушек > Another Game Systems > Исторические варгеймы и события
Алмазный_Бретонец
Клеить танчики или Rapid fire!
Признаюсь честно – я не планировал играть в «Rapid fire!». Конечно, период Великой отечественной чертовски привлекателен, особенно для выросшего на советских фильмах про эту войну. Тем более в Перми, где народ с умом подходит к новым веяниям (именно пермяки начали развивать в Екачеперске ДБА и ББ, оказавшиеся перспективными), начали поигрывать во «Flames of War», и я призадумался – благо дешевые танки от «Звезды» есть в каждом магазине за исключением продуктовых. Но Пермь она вона где – почти в Вологде – а местное маленькое сообщество любителей исторических настольных варгеймов с миниатюрами, все полтора землекопа, активно начали продвигать «Rapid fire!» в 1\72 масштабе. Правила хвалили, миниатюры красили, террейн делали, начали выкладывать отчеты. Поэтому через год терзаний и понимания того, что во «Flames of War» мне будет не с кем играть, кроме кота, я решил попробовать, благо кое-какие миниатюры уже скопились.
Когда начинаешь смотреть правила на игры с миниатюрами, неизбежно возникает ряд вопросов, ответы на которые и приводят к окончательному решению – играть или не играть. Иногда после первого ответа книга правил отправляется в корзину, иногда уже сыграв несколько раз, понимаешь, что ответы дал не правильные и в корзину могут отправится и миниатюры…
Итак, какие вопросы и какие ответы возникали у меня и могут возникнуть у вас касательно «Rapid fire!»?
1. Про когда игра?
Ну, тут все понятно – Вторая мировая война (или Великая Отечественная война), начиная с отыгрыша польских кавалерийских атак на танки, Брестской крепости и заканчивая взятием Берлина и сброса атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. На почти все периоды войны и театры боевых действий есть расписки и расширения, как официальные, так и неофициальные. Кроме того, есть возможность отыграть и другие периоды – и Первую мировую, и Вьетнам и прочее, прочее, прочее.
2. Где взять правила?
Существующая редакция вышла в 2005 году (первая книга появилась в 1994), за это время по интернету расползлись ее копии, в том числе и на русском языке, кто ищет, тот обрящет. Или же можно зайти на официальный сайт игровой системы www.rapid-fire.uk.com и недорого купить книгу правил в формате pdf. Кроме того, там масса приложений и расширений, которыми также можно занять жесткий диск. В сети также можно нарыть и сценарии, по которым отыгрываются как и реальные исторические столкновения, так и гипотетические, а также всевозможные расписки на все армии всех периодов войны – начиная с бронетанковых войск вермахта и заканчивая советскими партизанами (мне через десятые руки достались расписки почему-то на франузском языке).
3. Чем игра?
Как и во многих играх, выросших из хоумрульных правил нескольких увлеченных, а не в качестве поддержки линейки миниатюр, выпускаемой конкретной фирмой, «Rapid fire!» не сильно ставит перед собой вопрос о масштабе. «Ну… типа… играйте солдатиками и танчиками. А какой масштаб – сами решайте, мы вот играем 20мм, но вы можете играть и 15мм и 28мм, нам наплевать» - говорят авторы правил. Причем не определено все, с чего обычно начинается почти каждая книга правил – размер подставок под пехоту и технику, количество миниатюр на базе и т.д.
Обычный размер игры – это уровень полка, то есть вам понадобится 100-200 миниатюр пехотинцев, артиллерия и всяческая техника. На первоначальных этапах игры можно остановится и на уровне батальона, но в таком случае будет мало техники, и вам некого будет водить полными ручками по полю боя, издавая: «вззззз, вззззззззз, тррррррррр, тррррррррррррр, бип-бип!»
Двое игроков нашего комьюнити (те самые полтора землекопа) сошлись на 1\72 – дешево, доступно, разнообразие и т.д. Я, честно сказать, не совсем согласен с этим выбором, но это мои личные проблемы – пришел в песочницу не первым, играй теми совочками и формочками, которые принесли до тебя. Хотя и поворчать можно. Дело в том, что для полноценной игры в «Rapid fire!» вам понадобится дофига техники – и не только танчики и самлетики, а еще грузовики, джипы, ремонтные машины, трактора и даже гужевой транспорт. А количество быстросборной техники (корпус, башня, гусеничка, гусеничка - вот и вышел танчик) в 1\72 крайне мало и вам придется провести долгие зимние вечера в выколупывании 100500 мелких деталек из облоя и склеивании их в единое целое…
Поворчал, можно продолжать.
4. На чем игра?
Ну, тут все традиционно, как в кулинарной книге: «Возьмите стол размером 8 на 5 футов…». Сейчас эта фраза не так отпугивает, как раньше, но есть одно «но». В «Rapid fire!» неинтересно играть на голом или слабо потеррейненном столе. Террейна должно быть много, он должен быть красивым – домики со съемными крышами, дороги – асфальтированные и грунтовые, густой кустарник и редкое мелколесье, окопы с блиндажами, бункеры со шлюхами и блэкджеком, внушительные доты и бесконечная колючая проволока, etc, etc… Потому как иначе скучно и глупо, как если бы «Спасти рядового Райана» или «Освобождение» снимали бы в декорациях «Спокойной ночи, малыши». Кроме того, отсутствие террейна превращает игры в тупое бросание кубиков на стрельбу, но об этом позже.
Но если у вас есть возможность для игры на большом столе (лучше модульном) с красивым и разнообразным террейном, то «Rapid fire!» по-прежнему для вас.
5. Про что игра?
Итак, мы добрались до механики игры. Настольные игры с миниатюрами бывают про разное – про покрас трехсот скавеновских рабов, про натягивании сами знаете чего на глобус Скандинавии, про манэвры и манёвры, про могучего героя и шушеру, дающую ему очки действия… В общем – правила разные нужны, правила разные важны.
«Rapid fire!» же - про видимость и про мораль. Дело в том, что большинство оружия и орудий в данной игровой системе имеет дальность стрельбы, перекрывающую почти все игровое пространство. А вот видимость на первоначальных этапах игры ограничена – солдаты попрятались в окопы и сараи, танчики покрыты маскировочной сеткой и лапником и т.д. Соответственно, ход игры строится на обнаружении и уничтожении живой силы и техники противника, с постоянным передвижением и выпусканием дымовой завесы и залеганием. Когда же подразделения несут потери, они начинают проходить тесты на мораль и начинают бежать с поля боя или сдаваться в плен.
И тут, конечно же, главная заковыка – разница между видимостью игрока, который прекрасно видит «Тигр» за холмом, и подразделениями, которые этот танк мало того, что не видят, да они еще и подумать не могут, что он там. Тут или быть честным и не посылать к этому холму противотанковые подразделения, или искать другие выходы. Авторы правил предлагают использовать маркеры – обозначающие спрятанные части и «пустые», мы опробовали карты местности, на которых рисуются позиции войск и стрелочки планируемых передвижений, а сами отряды появляются на столе только после обнаружения.
6. А как долго играть?
Подзаголовок правил гласит: Fast Play World War Two Wargames Rules For use with Military Miniatures by Colin Rumford and Richard Marsh. Но нифига. Никаким быстроигром тут и не пахнет. Конечно, это не каноническая тру хистори варгейм трехдневная игра – в пятницу вечером ставим миниатюры и террейн, суббота и воскресенье играем, в ночь с воскресенье на понедельник укладываем все по чемоданам, но, как показала практика, минимум пять часов уходит на отыгрыш сражения уже после хорошего знакомства с правилами. Поэтому если вы не расположены тратить более 40 минут на игру – вашему вниманию предлагаются крестики-нолики или ДБА.
7. А какие недостатки?
«Rapid fire!» подразумевает полное погружение в исторический материал. С одной стороны, это замечательно и интересно. С другой стороны, желая показать различия между противотанковой пушкой и гаубицей, между «Тигром» и «Пантерой», авторы топят игроков в характеристиках – дальность стрельбы, передняя броня, скорость передвижения на дороге и вне ее. Все это надо или зазубривать, или рыться в невнятно сделанных сводных таблицах, где все равно не все найдешь, особенно на непопулярные армии типа японской. После выяснений характеристик и броска кубика начинается еще одна морока – по какой таблице смотреть количество потерь. А потом, при проходе теста на мораль – кто проходит, пехота или техника, стреляли ли в нее с закрытых позиций или нет и т.д. Именно безалаберно составленные таблицы характеристик и модификаторов, мне кажется, главный минус «Rapid fire!».
Итак, подводим итоги.
«Rapid fire!» не для слабых духом – требуется много усилий для подготовки – сбор, склейка и покраска танчиков, постройка террейна, изучение фактического материала и зазубривание характеристик и таблиц. С «кондачка» эти правила не взять.
Но если вы осилите все это, игра принесет вам огромное удовольствие и не помешает вашему пищеварению. А что еще нужно?

Веничка
Не согласен с автором по ряду пунктов.
Во-первых таблицы в рапиде максимально упрощены, особенно про танки. Если в том же ФОВе у танка 3 характеристики брони (передняя-боковая-верхняя) то здесь только одна, модифицируемая при стрельбе из задней полусферы. А сложности восприятия возникают из за обилия техники на данный период. Ну извините, это не вархаммер где только по три коробки с разной обвеской. Запоминать не стоит, лучше подчеркни маркером в таблице технику, которой пользуешся. Это про таблицы техники. Касательно игровых таблиц. Они все целиком умещаются на двух листах А4, если бы автор утрудил себя внимательно их изучить и продумать куда он будет смотреть при том или ином действии, проблемы бы не возникло.
Во-вторых, не хочется рзводить срач про масштабы, но в 1\72 танчик это моделька, которую можно красиво сделать, обвесить афтермаркетом и радоваться этому. Отдельное хобби в хобби. В 1\100 танчик это игрушка, причем нередко крайне убого сделанная и стоящая в разы больше, это не учитывая трудности доставки. (последний довод не касается моделей звезды, однако, я бы не стал основывать целиком свое хобби на этой странной и капризной кампании)
В-третих автор не упомянул сильные стороны игры: возможность играть по нарисованной карте, отдачу приказов, систему снабжения, командования и госпиталей, которые уничтожабельны что способно парализовать действия войск, воздушные и морские битвы, высадку десантов, мины, саперов и их забавные игрушки, бои в городе и протча-протча-протча.
В-четвертых открытость системы всевозможным хоумрулам, кои даже мы напридумывали вагон с тележкой.
Лично мне в рапиде не нравится система морали, которая работает на целый батальон, включая те его части, которые вообще в бою не участвовали. В ФОВе оно проделанно лучше, с возможностью "пинить" войска. Это здорово. Здесь батальон тоже пинится, но уже перед самой смертью, что, фактически, не важно.
В целом: "ящитаю" рапида местами сыровата, но потенциально замечательная игра, позволяющая увидеть более целостную картину, чем "наши танчики стрелляют по ихним, а тут из-за угла как..."
А обзор... В нем больше автора, чем самой рапиды.
Алмазный_Бретонец
Согласен с Веней полностью smile.gif
а вообще посыл был именно как раз через личностное отношение продемонстрировать плюсы и минусы игровой системы для человека, который хочет в это играть.
не хотелось идеалистически раскрашивать конфетку, может человек попробует и скажет - гамно, вот насоветовал... а так - есть возможность выбора, а не тотальные вопли одного,что это единственно правильные и отличные правила, а через год он будет кричать что это все было гамно (ну, Веня, ты понял, какого москвича я имею ввиду)
Хаски
Годный обзор, не услышал только про маштаб, в мысле сколько народу в одной фигурке или как в ФоВ 1:1.

Если бы не моя нелюбовь к 72-му, наверное бы тоже чего собрал. Но пока Сага более реально.

А главное какое замечательное наполнение контента.
der Ungeheuer
Цитата(Хаски @ 13.8.2012, 9:38) *

Годный обзор, не услышал только про маштаб, в мысле сколько народу в одной фигурке или как в ФоВ 1:1.

Если бы не моя нелюбовь к 72-му, наверное бы тоже чего собрал. Но пока Сага более реально.

А главное какое замечательное наполнение контента.

насколько помню 1:15 пехота и 1:5 танки
Веничка
Да, Роман прав про масштаб.
А личностное отношение - в целом идея годная, надо было только так и сказать. Особенно в том месте, где Торвард читает smile.gif Со всем почтением, разумеется.
Atamanist
Свои пять копеек.
Минимум для игры батальон пехоты (3 отряда по 8 фигурок + командный и сапорт), для средней докинуть 1-2 танчика (пт) и пару пушек. Полк для игры это очень очень большой формат (есть полк русских порядка 90 фигурок смысла от него без танков и пт ноль). Острая проблема стоит в моделях техники (в основе пушек и экзотики), но и она решается (нужно сконверсить одну штучку максимум две). 1-2 танка склеить покрасить (а больше шибко и не надо) без труда за 2 дня. Минусы пехота и пушки на конец войны без поддержки техники пушечное мясо - танки рулят. А если играть чисто танками, то галимый ворлд оф танкс.
Насчет правил они наипростейшие.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.